Пеший поход по Хийумаа (13.06. — 22.06.2014) — часть 1

Дорогие друзья, запоздало поздравляю вас с Võidupüha и Ивановым днем! Elagu Eesti!!!

А между тем я несколько дней назад назад вернулась из путешествия, которое я планировала уже два года. И этим летом мне наконец удалось осуществить свои планы хотя бы частично. Замысел состоял в том, чтобы обойти пешком самые крупные острова Эстонии — Сааремаа и Хийумаа. На данный момент я обошла по кругу примерно 3/4 острова Хийумаа (Кяйна и остров Кассари остались для более подробного изучения) — примерно 96 км, что заняло у меня 7 дней. И вот как это было.

1. День 1: Тарту — Рохукюла — Хелтермаа — Сууремыйза (18 км)

Все путешествия начинаются отсюда — с тартуского автовокзала. Время — 4.30 утра.

IMG_0620Из-за раннего подъема я всю дорогу проспала (с перерывом на пересадку в Таллинне) и проснулась только тогда, когда автобус заезжал на паром в порту Рохукюла. Паром называется «Regula». Я так и не поняла, меньше ли он, чем те паромы, которые ходят на Сааремаа, или такого же размера. Кажется, меньше, но все равно довольно вместительный.

IMG_0621Внутри пусто — пассажиров мало, все магазины и буфет закрыты. На пароме на Сааремаа обстановка гораздо более оживленная.

IMG_0622Отбываем из порта Рохукюла. «Reet» не видно — очевидно, паром ушел на Вормси.

IMG_0627Поездка продолжается примерно 1 час 20 минут, и фотографии, сделанные в процессе, я не выкладываю — для неподготовленного зрителя они скучные. Эстонские острова плоские как блин, поэтому, если не знать географии, то с моря невозможно понять, где какой остров, и чем они отличаются. Это уже порт Хелтермаа, начальная точка моего похода.

IMG_0639Из порта я прошла пару километров до ближайшего туристического хутора и поставила палатку. Самый типичный вариант размещения на Хийумаа — это так называемые туристические хутора. По сути, большой участок земли, где в капитальном доме живет семья, плюс есть несколько летних гостевых домиков. На таких хуторах обычно можно ночевать и в собственной палатке — за небольшую сумму в 5 — 15 евро вам разрешат пользоваться душем, туалетом, кухней, брать дрова и разводить костер в специально отведенном месте (или использовать мангал).

В первый день похода погода стояла прекрасная, днем было около +17 и солнечно. Разбив палатку, я пошла гулять по полуострову Сарве — практически вся его территория занята одноименной природоохранной зоной. На фото побережье полуострова, на горизонте виднеется небольшой необитаемый остров Хейнлайд. Вообще в эстонском языке довольно много синонимов, обозначающих понятие «остров» — saar, laid, rahu, mäkk, kare, kuiv, nasv, rava. Разные слова используют в зависимости от размера и внешнего вида острова. К примеру, laid — это небольшой, покрытый лесом, обычно необитаемый остров; rahu — местное западно-эстонское название острова, меньшего по размеру, чем laid, покрытого валунами и галькой; nasv (rava) — маленький островок с глинистой почвой, покрытый растительностью по типу заливных лугов, и так далее.

IMG_0646По пути мне попалась организованная RMK (Riigimetsa majandamise keskus, Центр управления государственным лесом) специальная палаточная стоянка (telkimisala). Эти стоянки — настоящее спасение для туристов. (Впрочем, и для леса тоже). На стандартной стоянке обычно есть место для разведения костра (выглядит как металлическая печка с трубой, решеткой для гриля и присыпанным песком земляным полом), столы с лавками, мусорный контейнер, навес на случай дождя, сарай с запасом дров и туалет (а в туалете есть даже туалетная бумага). Использовать все это можно совершенно бесплатно. Стоянки периодически проверяют, пополняют запас дров — когда я была на стоянке в Луйдья, приехал лесник, проверил, все ли в порядке, пожелал мне приятного отдыха и уехал. Еще иногда встречаются бесплатные охотничьи домики (metsaonn) — как я сегодня узнала из одной передачи по Vikerraadio, такая же система есть в Исландии и Норвегии. Но домиков мало, и они находятся обычно в более труднодоступных регионах; мне пока еще не доводилось в таком останавливаться. Палаточные стоянки рассчитаны больше на туристов-«матрасников», которые приезжают на машине пожарить шашлык, но и в серьезном походе они будут большим подспорьем.

IMG_0662Примерно так выглядит типичная палаточная стоянка RMK. Только на одном Хийумаа таких около десятка, а есть еще просто оборудованные места для разведения костра и места отдыха. Неудивительно, что лес стоит чистый.

IMG_0665Красивые почтовые ящики возле одной из деревень на полуострове Сарве. Вообще, почтовый ящик на Хийумаа — это лицо хутора; жилые постройки как правило находятся в глубине участка, и с дороги их не видно, а ящик стоит у самого поворота на хутор. Поэтому их оформлению придается большое значение. По количеству почтовых ящиков можно определить население деревни.

IMG_0670Это очень интересный автобус. Я не сразу разгадала, зачем он нужен, а оказалось, что это магазин на колесах. Поскольку на весь остров всего четыре или пять действующих магазинов, а расстояния на Хийумаа довольно большие, и без машины их трудно преодолеть, этот автобус ездит и останавливается по графику в у каждой деревни. Пользуются его услугами в основном пенсионеры, у которых нет своей машины. К сожалению, мне так и не довелось зайти внутрь, поэтому не знаю, какой там ассортимент.

IMG_0671Обойдя полуостров Сарве по периметру, я отправилась в крупный поселок Сууремыйза по соседству (крупный по меркам Хийумаа, там живет около 200 человек). В самом поселке есть мыза, принадлежавшая графу фон Унгерну-Штернбергу, но мызу я отчего-то не сфотографировала. Зато сфотографировала очень красивую церковь Пюхалепа 13 века постройки, с которой  связано много преданий (в частности, говорят, что на месте церкви раньше была священная роща и проводились языческие обряды). Неподалеку от церкви действительно есть один интересный археологический объект, но о нем я расскажу в следующий раз.

IMG_0676Пройденный маршрут:

День 1

Оставьте комментарий